• Независимая экспертиза автомобилей

  • в Санкт-Петербурге

  • 8 (812) 972-19-97

  • Работаем в СПБ и ЛО

Организация работ по оценке автотранспортных средств

Организация работ по оценке стоимости в отношении автотранспортных средств в общем случае предусматривает выполнение следующих этапов:

  • подача заказчиком заявления оценщику (исполнителю услуг) о проведении оценки транспортных средств;
  • уточнение оценщиком вида заказанной услуги и заключение договора об оценке транспортного средства между оценщиком и заказчиком услуги;
  • проведение внешнего осмотра и проверки технического состояния авто­транспортного средства, составление акта осмотра (проверки) технического со­стояния;
  • составление отчета об оценке стоимости в отношении автотранспортного средства.

Основанием для заключения договора может служить заявление заказчика. К заявлению мо­гут прилагаться справки ГИБДД об аварии, постановления следственных орга­нов, судов общей юрисдикции, арбитражных судов, решение уполномоченного органа, запрос органов государственной власти и управления и т.д.

Договор между оценщиком (исполнителем услуг) и заказчиком на прове­дение работ по оценке стоимости в отношении автотранспортных средств за­ключается в письменной форме и не требует нотариального заверения. Договор должен содержать: основание заключения договора; вид объекта оценки (тип транспортного средства, его регистрационные данные и технико- эксплуатационные параметры); вид определяемой стоимости (стоимостей); права и обязанности оценщика и заказчика; денежное вознаграждение за про­ведение работ по оценке; сведения о страховании гражданской ответственности оценщика; сведения о сертификации оказываемых услуг по оценке автотранс­портных средств.
Обязательным условием для за­ключения договора об оценке автотранспортного средства является наличие у оценщика страхового полиса о страховании гражданской ответственности.

После заключения договора первым этапом работ по оценке является внешний осмотр автотранспортного средства с проверкой его технического со­стояния, который может проводиться либо в месте, указанном заказчиком, либо у оценщика. В зависимости от цели оценки автотранспортных средств осмотр проводится в присутствии заказчика и других заинтересованных сторон, либо только оценщиком. Внешний осмотр с проверкой технического состояния авто­транспортного средства в общем случае выполняется в следующей последова­тельности.

Сначала проводится идентификация оцениваемого автотранспортного средства, при которой устанавливается соответствие марки, модели, моди­фикации, цвета, года выпуска, идентификационного номера (VIN) автотранс­портного средства (если он присвоен организацией-изготовителем), иденти­фикационного (порядкового производственного) номера шасси (рамы), кузо­ва (коляски, прицепа), двигателя, государственного регистрационного знака сведениям, указанным в паспорте транспортного средства и (или) иных реги­страционных документах. В отдельных, наиболее сложных случаях, при прове­дении идентификации легковых автомобилей зарубежного производства будут полезны рекомендации работы по использованию дополнительной ин­формации, указываемой в заводских табличках, маркировке двигателя и других агрегатов, маркировке деталей, сервисных книжках, электронных носителях информации.

Наиболее универсальным и полным является идентификационный номер кузова (рамы) VIN (Vehicle Identifikazion Nomber), который в соответствии с Международным стандартом ISO 3779-1983 наносится на неотъемлемой панели несущего кузова (лонжероне рамы). VIN состоит из трех частей (17 знаков) и имеет следующую структуру (с примером заполнения по автомобилю Saab):

 

 

WMI - междуна­родный иденти­фикационный код изготовителя
VDS - описательная часть
VIS - указательная (отличительная) часть
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Y
S
3
С
D
5
5
L
X
N
1
0
0
0
0
0
1

 

 

Позиции в VIN обозначают:

  • географическая зона расположения предприятия - изготовителя;
  • код страны;
  • код предприятия - изготовителя;

4 - 9 - индекс изделия (основные параметры и свойства автомобиля). Выбор знаков, порядок их расположения и способ кодирования определяются предприятием - изготовителем. Неиспользованные позиции в структуре VDS предприятие - изготовитель может заполнить произвольно выбранными знаками;

10 - 17 - порядковый производственный номер изделия. На 10 и 11 позициях могут соответственно указываться модельный год изделия и обозначение (код) сборочного завода.

Одной из основных проблем при идентификации является то, что место расположения VIN не стандартизовано и для разных моделей может находиться в совершенно непредсказуемых местах. Так, например, на автомобилях семейства Saab 900 и Saab 9000 VIN находится в багажнике в углублении под запасным колесом. Чтобы сократить потери времени на поиск VIN целесообразно воспользоваться справочником, где на шести языках (включая русский) приведены расшифровка VIN и указание мест их расположения.

Внешний осмотр автотранспортного средства проводится с фиксацией замены базовых агрегатов, отсутствия отдельных базовых агрегатов и элементов (разукомплектации), изменения конструкции (переоборудования) автотранспортного средства, физического износа шин, отказов, неисправностей, эксплуатационных дефектов и полученных повреждений. В ходе проведения осмотра рекомендуется проводить проверку работоспособности основных агрегатов, систем и приборов, а также функциональных качеств автотранспортного средства на ходу. Более полная и объективная оценка технического состояния автотранспортного средства возможна только на основе использования средств инструментального контроля (диагностики). Инструментальный контроль целесообразно проводить на предприятиях автосервиса или у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлекаемых в установленном порядке на конкурсной основе к участию в проверке технического состояния автотранспортных средств с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре в соответствии с Постановлением Правительства РФ [16].

Если оценка проводится для предъявления иска о возмещении ущерба, то проведение осмотра поврежденного автотранспортного средства в этом случае имеет целый ряд особенностей, так как целью осмотра является регистрация полученных повреждений с учетом справки ГИБДД или других документов. Для обеспечения объективности и доказательности результатов оценки осмотр поврежденного автотранспортного средства целесообразно проводить в присутствии виновной стороны (ответчика). С этой целью заказчик должен направить виновной стороне (ответчику) заказную телеграмму с уведомлением о вручении с указанием места и времени проведения осмотра поврежденного транспортного средства. При проведении осмотра в пределах населенного пункта, где проживает ответчик, телеграмма направляется за 3 рабочих дня до осмотра. Если ответчик проживает вне данного населенного пункта, телеграмма направляется за 5 календарных дней, не считая времени проезда по железной дороге. Заверенная на почте копия указанной телеграммы должна быть приложена к акту осмотра. В случае неявки в назначенное время ответчика (виновной стороны) в акте осмотра делается отметка, что ответчик был уведомлен, но на осмотр не явился.

Процедура осмотра поврежденного автотранспортного средства характеризуется следующим образом. В начале осмотра необходимо провести фотографирование (несколько фотографий) поврежденного автотранспортного средства так, чтобы на фотографиях были четко видны все повреждения и регистрационный знак автотранспортного средства. Фотографии прикладываются к отчету об оценке. Внешний осмотр поврежденного автотранспортного средства производится в следующей последовательности: кузовные повреждения (элементы каркаса кузова, навесные элементы: от крупных к мелким); осмотр стекол, фар и других элементов светотехники, облицовка радиатора, бамперов, спойлеров и т.д.; проверка технического состояния поврежденных агрегатов, узлов, механизмов и систем (при этом также производится осмотр и проверка агрегатов, проверка резьбовых и других соединений и отсутствия подтеканий эксплуатационных жидкостей; осмотр салона (кабины) автотранспортного средства; осмотр днища снизу.

По каждому повреждению в акте осмотра оценщик должен указать соответствующие виды ремонтных воздействий. Виды ремонтных работ (операций) определяются экспертом по оценке при осмотре автотранспортного средства в зависимости от характера и степени повреждения отдельных элементов с учетом необходимости проведения сопутствующих работ (подразборка, формирование ремонтных комплектов, регулировка, подгонка, окраска, антикоррозионная обработка и т.д.). Наименование ремонтных работ целесообразно записывать так, как они указаны в нормативах трудоемкости на ремонт автотранспортных средств. Наименование запасных частей целесообразно приводить в соответствии с каталогами деталей, номенклатурными тетрадями запасных частей и нормами расхода запасных частей по конкретным маркам автотранспортных средств. При назначении видов ремонтных работ по легковым автомобилям рекомендуется использование рекомендаций справочных материалов, содержащих данные о геометрических характеристиках, контрольных точках и диагностических параметрах автомобилей, а также рекомендации по выбору методов ремонта. Выявление и описание повреждений, отказов, неисправностей и эксплуатационных дефектов при осмотре автотранспортного средства целесообразно проводить в соответствии с документом. При осмотре может также проводится проверка работоспособности основных агрегатов, систем и приборов, а также функциональных качеств транспортного средства на ходу.
Назначение видов ремонтных работ основывается на следующих принципах:

  • замена агрегата, узла (детали) производится только при невозможности или нецелесообразности их восстановления (ремонта) по техническим или экономическим критериям;
  • окрасочные работы предусматривают полную (а не частичную) окраску всех заменяемых и подвергающихся сварке, рихтовке, правке элементов до ви домой линии их раздела с сопряженным элементом, а также сопряженных деталей, если их окрашенная поверхность повреждается в результате соединения сваркой.

Полная наружная окраска автотранспортного средства назначается, если окраске подлежит более 50% наружной окрашиваемой поверхности автотранспортного средства.
При осмотре необходимо также провести регистрацию на неповрежденных элементах кузова и оперения автотранспортного средства следов предыдущих повреждений или проведения ремонтных воздействий. Наличие на неповрежденных в данном случае элементах кузова и оперения следов предыдущих повреждений или ремонтных воздействий может быть установлено визуально, обнаружено с помощью прибора для определения толщины и качества лакокрасочных покрытий на автотранспортных средствах или подтверждено документально. В том случае, если внешним осмотром невозможно однозначно классифицировать отдельные элементы автотранспортного средства как поврежденные, в акте осмотра делается соответствующая запись.

После составления акт осмотра предоставляется для ознакомления заказчику оценки, виновной стороне (ответчику) и другим заинтересованным лицам. В случае наличия замечаний акт по согласованию сторон корректируется и дополняется. После прочтения и учета замечаний акт подписывается экспертом по оценке и заинтересованными лицами. В случае отказа какойлибо из сторон подписать акт осмотра об этом в нем экспертом делается запись с указанием причин отказа. Рекомендуемая форма акта осмотра поврежденного автотранспортного средства приведена в приложении 38.

Отчет об оценке стоимости автотранспортных средств составляется в письменной форме. В отчете в обязательном порядке указываются: дата составления и порядковый номер отчета; юридический адрес оценщика; основание для проведения оценки; цели и задачи проведения оценки; дата, на которую определяется стоимость в отношении автотранспортного средства; место оценки; точное описание автотранспортного средства с указанием всех параметров, приведенных в регистрационных документах. В отчете также указываются:

  • данные об отсутствии на автотранспортном средстве регистрационных знаков, заводских идентификационных номеров или о несоответствии их записям в регистрационных документах;
  • в отношении автотранспортного средства, принадлежащего юридическому лицу реквизиты юридического лица и балансовая стоимость автотранспортного средства;
  • используемые стандарты оценки, методические и нормативно-технические документы, информационное обеспечение с указанием источников получения информации. Обоснование использования указанных материалов при проведении оценки данного автотранспортного средства;
  • последовательность определения стоимости в отношении автотранспортного средства, основные методические и расчетные этапы, принятые при проведении оценки автотранспортного средства допущения и ограничения, итоговая величина стоимости автотранспортного средства, а также ограничения и пределы применения полученного результата;
  • перечень документов, используемых оценщиком и устанавливающих количественные и качественные характеристики автотранспортного средства как объекта оценки;
  • иные сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов оценки;
  • другие сведения, являющиеся по мнению оценщика существенно важными для полноты отражения примененного им метода расчета стоимости автотранспортного средства;
  • сведения о страховании гражданской ответственности оценщика; сведения о наличии у оценщика сертификата на оказываемую услуг (в случае, если на дату составления отчета оказываемая услуга сертифицирована);
  • сведения об уставе и кодексе этики соответствующей саморегулируемой организации (в случае, если на дату составления отчета исполнитель является членом саморегулируемой организации);
  • сведения о выданной оценщику лицензии на проведение оценки автотранспортных средств.

Отчет собственноручно подписывается оценщиком и заверяется его печатью. Рекомендуемая форма отчета об оценке стоимости нового или подержанного автотранспортного средства приведена в приложении 39.

Отчет об оценке размера ущерба при повреждении автотранспортного средства, стоимости поврежденных транспортных средств и стоимости работ по их ремонту (восстановлению) составляется с учетом указанных требований, а также содержит дополнительную информацию о степени и характере повреждений, о стоимости запасных частей, материалов и работ по ремонту автотранспортных средств. В отчете также указываются характеристики товарных рынков транспортных средств, запасных частей к автотранспортным средствам, материалов для ремонта автотранспортных средств и услуг по ремонту автотранспортных средств в месте оценки автотранспортного средства, которые выбраны в качестве ограничений при проведении оценки.

В состав отчета входят калькуляция по расчету затрат на восстановление поврежденного автотранспортного средства и при необходимости расчет утраты товарной стоимости. При составлении калькуляций затраты на ремонт элементов автотранспортного средства, по которым в акте осмотра сделана запись эксперта о невозможности их однозначно классифицировать как поврежденные, учитываются только в случае представления заказчиком заверенного подписью и печатью заключения о повреждении данных элементов с результатами диагностирования.